Перейти к содержимому

IPB Style© Fisana

Информация о файле

  • Издательство: Питер
  • Серия: Мастера психологии
  • Год: 2006
  • ISBN: 5-314-00040-7, 0-205-35504-8
  • Кол-во страниц: 1056
  • УДК: 616.89-053.2
  • ББК: 88.48 Б48
  • Загружен: 10 Nov 2009 02:10
  • Размер файла: Неизвестно
  • Просмотров: 6137
  • Нумерация страниц в тексте: есть
  • Соответствие оригиналу: да
  • Статус вычитки: нет

Содержание (оглавление)

Обращение к студентам
Предисловие для преподавателей
Философия текста
Часть I. Теория и исследования развития ребенка
Глава 1. Исторические, теоретические и прикладные аспекты
Развитие ребенка как научная, прикладная и междисциплинарная область
Области развития
Периоды развития
Основные темы
Непрерывно или прерывисто развитие?
Развитие имеет одно направление или несколько?
Что важнее: природа или воспитание?
Сбалансированная точка зрения
Исторические основы
Средние века
Реформация
Философия Просвещения
Дарвин: предтеча научного изучения ребенка
Научные истоки
Теории середины XX века
Психоаналитическая точка зрения
Бихевиоризм и теория социального научения
Теория когнитивного развития Пиаже
Современные теоретические концепции
Теория обработки информации
Этология и психология эволюционного развития
Социокультурная теория Выготского
Теория экологических систем
Новые направления: развитие как динамическая система
Сравнение теорий развития ребенка
Прикладные вопросы: развитие ребенка и социальная политика
Процесс принятия политических решений
Удовлетворение потребностей американских детей: улучшение ситуации
Резюме
Развитие ребенка как научная, прикладная и междисциплинарная область
Основные вопросы
Исторические основы
Теории середины XX века
Современные теоретические концепции
Сравнение теорий детского развития
Прикладные направления: развитие ребенка и социальная политика
Глава 2. Стратегии исследования
От теории к гипотезе
Общие методы, используемые в исследованиях детей
Систематичное наблюдение
Оглавление 7
Самоотчеты: интервью и опросники
Психофизиологические методы
Клинический метод или индивидуальное исследование
Методы изучения культуры
Надежность и валидность: ключевые аспекты научно обоснованного
исследования
Надежность
Валидность
Общие модели исследования
Корреляционная модель
Экспериментальная модель
Модифицированные экспериментальные модели
Модели изучения развития
Лонгитюдная модель
Модель срезов
Усовершенствование моделей изучения развития
Этические вопросы исследований детей
Резюме
От теории к гипотезе
Общие методы, используемые в исследованиях детей
Надежность и валидность: ключевые аспекты научно обоснованного исследования
Общие модели исследования
Модели исследования развития
Этические вопросы исследований детей
Часть II. Основы развития
Глава 3. Биологические основы, пренатальное развитие и рождение
Генетические основы
Генетический код
Половые клетки
Близнецы
Мальчик или девочка?
Паттерны генетического наследования
Хромосомные аномалии
Репродуктивные альтернативы
Генетическое консультирование
Пренатальная диагностика и пренатальная медицина (лечение плода)
Пренатальное развитие
Зачатие
Период зиготы
Период эмбриона
Период плода
Факторы среды в период пренатального развития
Тератогены
Другие «материнские» факторы
Роды
Адаптация ребенка к родам и рождению
Внешность новорожденного
Оценивание физического состояния новорожденного: шкала Ангар
Варианты проведения родов
Естественные, или подготовленные, роды
Роды в домашних условиях
Медикаментозное лечение
на всех этапах родов
Осложнения при родах
Кислородное голодание
Недоношенные младенцы и дети с недостаточным весом
Понимание возникающих при родах осложнений
Наследственность, среда и поведение: взгляд в будущее
Вопрос: «Что сильнее?»
Вопрос: «Каким образом?»
Резюме
Генетические основания
Репродуктивные альтернативы
Пренатальное развитие
Факторы среды в период пренатального развития
Роды
Подходы к проведению родов
Осложнения при родах
Наследственность, окружающая среда и поведение: взгляд в будущее
Глава 4. Младенчество: раннее научение, моторные навыки и перцептивные способности
Организованный новорожденный
Рефлексы новорожденных
Состояния новорожденного
Оценивание поведения новорожденного
Способности к научению
Моторное развитие в период младенчества
Последовательность моторного развития
Моторные навыки как динамические системы
Развитие тонкой моторики: протягивание ручек и хватание
Перцептивное развитие в период младенчества
Прикосновение
Вкус и запах
Равновесие и движения тела
Слух
Зрение
Интермодальное восприятие
Понимание процесса перцептивного развития
Ранняя депривация и обогащающая стимуляция: является ли младенчество сенситивным периодом развития?
Резюме
Организованный новорожденный
Развитие моторики в период младенчества
Перцептивное развитие в период младенчества
Ранняя депривация и обогащающая стимуляция: является ли младенчество сенситивным периодом развития?
Глава 5. Физическое развитие
Течение физического развития
Развитие головного мозга
Факторы, влияющие на физическое развитие
Пубертат: физический переход к взрослости
Психологические последствия событий пубертата
Пубертат и здоровье подростков
Резюме
Физическое развитие
Развитие головного мозга
Факторы, влияющие па физическое развитие
Пубертат: физический переход к взрослости
Психологические последствия событии пубертата
Пубертат и здоровье подростков
Часть III. Когнитивное и речевое развитие
Глава 6. Когнитивное развитие: теория Пиаже, теория фундаментальных
знаний и теория Выготского
Теория когнитивного развития Пиаже
Основные характеристики стадий Пиаже
Когнитивное изменение: идеи Пиаже
Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)
Сенсомоторное развитие
Дальнейшие исследования когнитивного развития в младенческом возрасте
Оценка сенсомоторной стадии
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)
Прогресс в ментальной репрезентации
Ограничения дооперационального мышления
Дальнейшие исследования дооперационального мышления
Оценка дооперациональной стадии
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Конкретное операциональное мышление
Ограничения конкретного операционального мышления
Дальнейшие исследования конкретного операционального мышления
Стадия формальных операций (11 лет и старше)
Гипотетико-дедуктивные рассуждения
Пропозициональное мышление
Последствия абстрактного мышления
Контрольный анализ формального операционального мышления
Пиаже и образование
Общая оценка теории Пиаже
Понятно ли и правильно ли объяснил Пиаже когнитивное изменение?
Происходит ли когнитивное изменение поэтапно?
Наследие Пиаже
Теория фундаментальных знаний
Младенчество: физические и количественные знания
Дети как наивные теоретики
Оценка теории фундаментальных знаний
Социокультурная теория Выготского
Внутренняя речь детей
Социальные истоки когнитивного развития
Взгляды Выготского на игру-притворство
Выготский и образование
Взаимное обучение
Совместное изучение
Оценка теории Выготского
Резюме
Теория когнитивного развития Пиаже
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Стадия формальных операций (11 лет и старше)
Пиаже и образование
Общая оценка теории Пиаже
Теория фундаментальных знаний
Социокультурная теория Выготского
Выготский и образование
Оценка теории Выготского
Глава 7. Взгляд на когнитивное развитие с позиции теории обработки информации
Подход, основанный па обработке информации
Общие модели обработки информации
Коннекционизм
Теории развития обработки информации
Неопиажеанская теория Кейса
Модель выбора стратегий но 3 игл еру
Внимание
Избирательность и адаптивность
Планирование
Память
Стратегии сохранения информации
Восстановление информации
База знаний и работа памяти
Сценарии: основные кирпичики
структурированного знания
Автобиографическая память
Метапознание
Метакогнитивное знание
Когнитивное саморегулирование
Практическое применение информационной обработки в процессе
школьного обучения
Чтение
Математика
Научное мышление
Оценка подхода, основанного па теории обработки информации
Резюме
Подход, основанный на теории обработки информации
Оглавление 1 1
Общие модели обработки информации
Теории развития информационной обработки
Внимание
Память
Метапознание
Практическое применение информационной обработки в процессе школьного обучения
Оценка подхода, основанного на теории обработки информации
Глава 8. Интеллект
Определение интеллекта
Альфред Бине: целостный подход
Факторный анализ: многоаспектный подход
Факторный анализ на заре своего развития
Современный факторный анализ
Последние достижения в определении интеллекта
Сочетание психометрического подхода и подхода, основанного на обработке информации
Триархичная теория Стериберга
Гарднеровская теория множественных интеллектуальных способностей
Репрезентативные тесты на интеллект для детей
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
Шкала Векслера для измерения детского интеллекта
Тесты для измерения интеллекта младенцев
Вычисление и распределен не баллов IQ
Что именно и насколько хорошо предсказывают тесты на интеллект?
Постоянство значений IQ
IQ как прогностический фактор академической успеваемости
IQ как прогностический фактор профессиональных успехов
IQ как прогностический фактор психологического приспособления
Этнические и социоэкономические вариации IQ
Различия в общем интеллекте
Различия в отдельных умственных способностях
Объяснение индивидуальных и групповых отличий IQ
Генетические влияния
Этническая принадлежность: группирование но генетическим или культурологическим признакам?
Предвзятость теста
Снижение предвзятости тестов
Домашняя обстановка и IQ
Раннее вмешательство и интеллектуальное развитие
Преимущества раннего вмешательства
Перспективы раннего вмешательства
Развитие креативности
Психометрический взгляд
Многоаспектный взгляд
Когнитивные ресурсы
Личностные ресурсы
Мотивационные ресурсы
Внешние ресурсы
Резюме
Определение интеллекта
Последние достижения в определении интеллекта
Репрезентативные тесты на интеллект для детей
Вычисление и распределение баллов /Q
Что именно и насколько хорошо предсказывают тесты па интеллект?
Этнические и социоэкономические вариации IQ
Объяснение индивидуальных и групповых отличий IQ
Раннее вмешательство и интеллектуальное развитие
Развитие креативности
Глава 9. Речевое развитие
Компоненты языка
Теории речевого развития
Бихевиористское представление
Нативистское представление
Недостатки нативистской точки зрения
Интеракционистское представление
Долингвистическое развитие: готовность говорить
Восприимчивость к речи
Первые звуки речи
Становление коммуникативной способности
Фонологическое развитие
Начальная фаза
Появление фонологических стратегий
Дальнейшее фонологическое развитие
Семантическое развитие
Начальная фаза
Дальнейшее семантическое развитие
Представления о механизмах семантического развития
Грамматическое развитие
Первые словесные комбинации
От простых предложений — к сложным грамматическим построениям
Развитие сложных грамматических форм
Дальнейшее грамматическое развитие
Представления о механизмах грамматического развития
Прагматическое развитие
Приобретение разговорных навыков
Прозрачность коммуникации
Социолингвистическое понимание
Развитие металингвистической компетенции
Двуязычность: освоение двух языков в детском возрасте
Резюме
Компоненты языка
Теории речевого развития
Долингвистическое развитие: готовность говорить
Фонологическое развитие
Семантическое развитие
Грамматическое развитие
Прагматическое развитие
Развитие металингвистической компетенции
Двуязычность: научение двум языкам в детском возрасте
Часть IV. Личность и социальное развитие
Глава 10. Эмоциональное развитие
Функции эмоций
Эмоции и когнитивные процессы
Эмоции и социальное поведение
Эмоции и здоровье
Другие особенности функционалистского подхода
Развитие выражения эмоций
Радость
Гнев и печаль
Страх
Самоотнесенные эмоции
Эмоциональная саморегуляция
Усвоение правил выражения эмоций
Понимание эмоций других людей и реакции на эти эмоции
Социальное соотнесение
Эмоциональное осознание в детстве
Эмпатия и сострадание
Темперамент и развитие
Структура темперамента
Измерение темперамента
Стабильность темперамента
Генетические и внешние влияния
Темперамент как прогностический фактор детского поведения
Темперамент и воспитание ребенка: модель хорошего соответствия
Развитие привязанности
Этологическая теория Боулби
Измерение безопасности привязанности
Стабильность привязанности
Факторы, влияющие па качество привязанности
Множественные привязанности: особая роль отца
Привязанность и дальнейшее развитие
Привязанность, работа родителей и детские сады
Резюме
Функции эмоций
Развитие эмоциональной экспрессии
Понимание эмоций «других» и реагирование па них
Темперамент и развитие
Развитие привязанности
Привязанность, родительская занятость и уход за ребенком
Глава 11. «Я» и социальное понимание
Появление «я» и развитие «я»-концепции
Самоосознание
Категориальное «я» и запоминаемое «я»
Внутреннее «я»: теории образа размышлений, свойственные маленьким детям
«Я»-концепция
Когнитивные, социальные и культурные влияния па «я»-концепцию
Самооценка: оценочная сторона «я»-концепции
Одна самооценка или много?
Изменения в уровне самооценки: роль социальных сравнений
Влияния па самооценку
Атрибуции, связанные с достижениями
Формирование идентичности: кем мне следует стать?
Варианты формирования идентичности
Статус идентичности и психологическое благополучие
Факторы, влияющие на развитие идентичности
Рассуждения о других людях
Осознание намерений
Восприятие другого человека
Принятие позиции «другого»
Размышления о взаимоотношениях между людьми: понимание конфликта
Решение социальных проблем
Развитие способности к решению социальных проблем
Тренинг решения социальных проблем
Резюме
Появление «я» и развитие «я»-концепции
Самооценка: оценочный компонент «я»-концепции
Формирование идентичности. Кем мне следует стать?
Размышление о других людях
Размышления о взаимоотношениях между людьми: осознание конфликта
Глава 12. Нравственное развитие
Нравственность как врожденный компонент человеческой природы
Нравственность как восприятие общественных норм
Психоаналитическая теория
Теория социального научения
Ограниченность представления о нравственности как усвоении социальных норм
Нравственность как социальное понимание
Теория нравственного развития Пиаже
Оценка теории Пиаже
Развитие теории Пиаже Колбергом
Изучение стадий Колберга
Существуют ли в нравственном размышлении половые различия?
Что влияет на нравственное рассуждение
Нравственное рассуждение и поведение
Дополнительные вопросы по теории Колберга
Нравственное мышление маленьких детей
Различие между нравственной, социально обусловленной и личностной областями
Справедливость распределения
Развитие самоконтроля
Источники самоконтроля
Развитие самоконтроля в детстве и подростковом периоде
Иная сторона самоконтроля: формирование агрессивности
Возникновение агрессии
Агрессия в раннем и среднем периоде детства
Агрессия и преступность в подростковом возрасте
Стабильность агрессии
Семья как тренировочная площадка агрессивного поведения
Социально-когнитивные недостатки и искажения
Влияние общественной группы и культуры
Помощь детям и родителям в контролировании агрессии
Резюме
Нравственность и природа человека
Нравственность как восприятие общественных норм
Нравственность как социальное понимание
Нравственное мышление маленьких детей
Развитие самоконтроля
Иная сторона самоконтроля: формирование агрессивности
Глава 13. Становление половых различий и тендерных ролей
Тендерные стереотипы и тендерные роли
Формирование тендерных стереотипов в раннем детстве
Формирование тендерных стереотипов в среднем детстве и подростковом возрасте
Индивидуальные и групповые различия в формировании тендерных стереотипов
Формирование тендерных стереотипов и усвоение тендерных ролей
Факторы, влияющие па формирование тендерных стереотипов и усвоение тендерных ролей
Доводы в пользу биологических факторов
Доводы в пользу факторов среды
Тендерная идентичность
Возникновение тендерной идентичности
Тендерная идентичность в среднем детстве
Тендерная идентичность в подростковом возрасте
Теория тендерной схемы
Насколько мальчики и девочки действительно различаются но признакам, связанным с тендерными стереотипами?
Умственные способности
Черты личности
Как воспитать ребенка, свободного от тендерных стереотипов
Резюме
Тендерные стереотипы и тендерные роли
Факторы, влияющие на формирование тендерных стереотипов и усвоение
тендерных ролей
Тендерная идентичность
Насколько мальчики и девочки действительно различаются по признакам,
связанным с тендерными стереотипами
Как воспитать ребенка, свободного от тендерных стереотипов
Часть V. Роль окружающей среды
Глава 14. Семья
Истоки семьи в процессе эволюции
Функции семьи
Семья как социальная система
Непосредственные влияния
Опосредованные влияния
Адаптация к изменениям
Семейная система в различных контекстах
Социализация в семье
Стили воспитания
Чем объясняется эффективность авторитетного стиля воспитания?
Адаптация стиля воспитания к развитию ребенка
Социально-экономические и этнические различия в воспитании детей
Жизненный стиль семьи и сто изменения
Переход от крупных семей к небольшим
Семьи с одним ребенком
Семьи с приемными детьми
Семьи гомосексуалистов
Семьи никогда не состоявших в браке родителей-одиночек
Развод
Смешанные семьи
Работающие матери и семьи с двумя работающими родителями
Детские учреждения
Дети, предоставленные самим себе
Уязвимые семьи: плохое обращение с ребенком
Распространенность и определение плохого обращения с детьми
Причины плохого обращения с детьми
Последствия плохого обращения с ребенком
Профилактика плохого обращения с детьми
Резюме
Происхождение семьи в процессе эволюции
Функции семьи
Семья как социальная единица
Социализация в семье
Жизненный стиль семьи и его изменения
Уязвимые семьи: плохое обращение с детьми
Глава 15. Сверстники, средства массовой информации и обучение в школе
Значение отношений со сверстниками
Развитие взаимоотношений между сверстниками
Первое общение младенцев и тоддлеров
Дошкольный возраст
Среднее детство и подростковый период
Что влияет на общение между сверстниками
Прямое влияние родителей
Опосредованное влияние родителей
Общение детей разного возраста
Культурные ценности
Дружба
Размышления о дружбе
Характеристики дружеских отношений
Дружба и адаптация
Принятие сверстниками
Истоки принятия сверстниками
Помощь отвергаемым детям
Группы сверстников
Первые группы сверстников
Клики и компании
Общение между сверстниками и социализация
Подкрепление и моделирование в среде сверстников
Подчинение среди сверстников
Телевидение
Сколько времени дети проводят перед телевизором?
Развитие телевизионной грамотности
Телевидение и социальное научение
Телевидение, академическое обучение и развитие воображения
Контроль над содержанием детского телевидения
Компьютеры
Компьютеры и академическое обучение
Компьютеры и социальное научение
Обучение в школе
Размер класса и количество учащихся в школе
Философия образования
Переход на другие уровни школьного обучения
Взаимоотношения между учителями и учениками
Формирование классов
Обучение детей с особыми потребностями
Сотрудничество между родителями и школой
Какое образование получают американские дети?
Межнациональные исследования академических достижений
Переход от обучения в школе к работе
Резюме
Значение отношений со сверстниками
Развитие общения со сверстниками
Что влияет на общение между сверстниками
Дружеские отношения
Принятие сверстниками
Группы сверстников
Отношения со сверстниками и социализация
Телевидение
Компьютеры
Обучение в школе
Какое образование получают американские дети?
Глоссарий
Предметный указатель

  VIP доступ
Берк Л.Е. Развитие ребенка. 6-е изд.

* * * * * 1 Голосов


Скриншот
В книге на современном уровне излагаются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей.

Издание предназначено для студентов высших педагогических и медицинских учебных заведений, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.
Вызовет несомненный интерес у практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.



Психологический юмор, анекдоты