Перейти к содержимому

IPB Style© Fisana

Информация о файле

  • Издательство: Юнити-Дана
  • Серия: Perfice te. Психология XXI век
  • Год: 2002
  • ISBN: 5-238-00382-Х
  • Кол-во страниц: 608
  • Загружен: 27 Feb 2009 20:38
  • Размер файла: 3.97МБ
  • Просмотров: 4586
  • Нумерация страниц в тексте: есть
  • Соответствие оригиналу: да
  • Статус вычитки: нет

Содержание (оглавление)

Предисловие
Часть I. Экстремальные ситуации и человек
Глава 1. Общая характеристика экстремальных
ситуаций
1.1. Экстремальные ситуации в обществе, жизни
и деятельности его граждан 1 б
Экстремальные ситуации: понятие и классификация (16). Основные
группы экстремальных ситуаций (18). Тенденции развития экстремальности
жизни и деятельности людей (29)
1.2. Психология и педагогика в обеспечении успеха
и безопасности человека в экстремальных ситуациях
Обеспечение безопасности и жизненный успех (30). Состояние подготовки
граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности
(32). Состояние подготовки профессионалов к действиям в экстремальных
ситуациях (33). Проблемы экстремальности в психологии и
педагогике (34). Экстремальная психопедагогика и ее задачи (39)
Глава 2. Психогенный характер
экстремальных ситуаций
2.1. Общий анализ экстремальной ситуации
Системно-структурная модель экстремальной ситуации (43). Системно-
функциональная модель экстремальной ситуации (44). Психолого-
педагогические типы экстремальных ситуаций (48)
2.2. Экстремальные факторы психогенного риска
Основания классификации экстремальных факторов (51). Экстремальные
материально-обстановочные факторы (54). Экстремальные
социально-обстановочные факторы (57). Экстремальные деятельно-
стные факторы (62)
Глава 3. Психологические реакции
человека в экстремальных ситуациях
3.1. Неспецифическая и специфическая активность человека
в экстремальных ситуациях
Два вида активности человека (71). Неспецифическая активность —
биологический и психологический стресс (72). Специфическая психологическая
активность (78). Психическая напряженность (84)

3.2. Положительные изменения состояния и активности
части людей в экстремальных ситуациях
Интенсификация основных компонентов психической деятельности (90).
Личность и боевой настрой (95). Успешные стратегии поведения (98)
3.3. Негативные изменения в состояниях и активности
части людей в экстремальных ситуациях
Функциональные нарушения психической деятельности (99). Трудные
психические состояния (106). Психические расстройства (109)
3.4. Основные причины различий состояния и активности
людей в экстремальных ситуациях
Индивидуальная причинность различий (112). Решающая роль личностных
особенностей (113). Экстремальная устойчивость личности
(118). Экстремальность как объективно-субъективный феномен (119)
Глава 4. Психология групп в экстремальных ситуациях
4 . 1 . Группа в экстремальной ситуации
Человек, группа и экстремальные ситуации (121). Психология группы
и ее сплоченность (123). Положительные изменения в группах в
экстремальных ситуациях (126). Возможные неблагоприятные изменения
в группах (130). Причины различия действий групп в экстремальных
ситуациях (133)
4.2. Психология слуха
Природа слуха (137). Действие слухов на людей (139)
4.3. Психология толпы
Особенности толпы (141). Динамика психологии толпы (144). Действующая
толпа (146)
4.4. Психология групповой паники
Особенности групповой паники (149). Причины и условия возникновения
паники (152)
Глава 5. Экстремальные способности
и экстремальная подготовленность человека
5 . 1 . Психологические компоненты экстремальных
способностей человека
Экстремальные способности и подготовленность (156). Экстремальная
значимость социально-психологических свойств личности (160).
Экстремальная значимость базовых психологических свойств личности
(168). Экстремально значимые психофизиологические особенности
личности (177). Отношение к опасности как индивидуальная
особенность (180). Общая экстремальная устойчивость личности (183)
5.2. Педагогические компоненты экстремальных
способностей человека
Педагогика в формировании экстремально значимых особенностей
личности (186). Педагогические свойства личности и их экстремальная
значимость (188)

5.3. Экстремальная подготовленность человека
Необходимость и основные виды экстремальной подготовленности
человека (190). Специальная (экстремальная! морально-психологическая
подготовленность (194). Специальная экстремальная обученность
(196). Специальная психологическая подготовленность (198). Специальная
подготовленность к обеспечению личной безопасности (202)
Часть П. Экстремальная подготовка человека
Глава 6. Основы экстремальной подготовки
6.1. Психолого-педагогическая концепция
экстремальной подготовки
Сущность подготовки к обеспечению безопасности жизнедеятельности
(206). Необходимость экстремальной подготовки и ее главная
цель (207). Требования и задачи экстремальной подготовки (209).
Виды экстремальной подготовки (211). Принципы экстремальной подготовки
(215)
6.2. Опыт и состояние экстремальной подготовки
Экстремальная подготовка по месту жительства и работы (225). Экстремальная
подготовка в образовательных учреждениях (227). Экстремальная
подготовка в спорте (229). Экстремальная подготовка
в силовых структурах (232). Экстремальная подготовка спасателей
и сотрудников гражданской обороны (237). Экстремальная подготовка
пожарных (238)
6.3. Организация экстремальной подготовки
Система организации (239). Организационные формы экстремального
обучения (242). Подготовка и организация занятия (246)
6.4. Обеспечение экстремальной подготовки
Учебная база (249). Учебные средства (253). Меры безопасности (255)
Глава 7. Методическая система экстремальной
подготовки
7.1. Методика ознакомления обучающихся с экстремальными
ситуациями и факторами и приучения к ним
Методическая система экстремальной подготовки (258). Ознакомление
обучающихся с экстремальными факторами (262). Моделирование
экстремальных ситуаций и факторов (265). Критерии экстремальной
эффективности занятий (270)
7.2. Формирование навыков и умений, необходимых
для действий в экстремальных ситуациях
Методика формирования навыков (271). Формирование экстремальных
умений (281). Экстремальная закалка всех профессиональных
навыков и умений (283)

7.3. Психолого-педагогические технологии развития
экстремально необходимых человеку качеств
Общая методика развития качеств (284). Развитие качеств на занятиях
(288). Специальный развивающий психологический тренинг (293).
Развивающие возможности физической культуры и спорта (295). Об
оценке экстремальной подготовленности (299)
Глава 8. Основные виды экстремальной подготовки
8.1. Формирование умения управлять своим
состоянием и поведением
Общие положения (303). Волевая саморегуляция (306). Психотоническая
тренировка (311). Аутогенная тренировка (AT) (312). Психо-
регулирующая тренировка (ПРТ) (314). Психомышечная тренировка
(ПМТ) (315). Психологическая преднастройка и аутогипноз (316). Метод
формирования оптимального боевого состояния (ОБС) (317). Психотехника
боевого транса (318)
8.2. Специальная морально-психологическая подготовка
Сущность специальной морально-психологической подготовки, ее
цели и задачи (323). Содержание и разновидности СМПП (327). Организация
СМПП (329). Методика занятий по СМПП (332). Обеспечение
СМПП (340)
8.3. Подготовка к общению в экстремальных ситуациях
Основы бесконфликтного общения (341). Разрешение конфликта (345).
Переговоры (349)
8.4. Подготовка к физическому противоборству и нагрузкам
Задачи, содержание, основы методики (356). Подготовка к физической
самозащите (359)
8.5. Индивидуальная подготовка к вооруженному
противоборству
Тактико-специальная подготовка (361). Огневая подготовка (362). Подготовка
профессионалов к единоборству с вооруженным преступником
(369). Подготовка специалистов по безопасности бизнеса (371)
8.6. Экстремальная подготовка групп
Необходимость особой подготовки групп (372). Экстремальная подготовленность
группы (373). Психологическое и педагогическое сплочение
группы как коллектива (374). Групповое экстремальное (боевое)
мастерство (378). Отработка организации группы (381). Отработка
тактики и надежности действий группы (383)
8.7. Подготовка к обеспечению личной безопасности
Необходимость и сущность подготовки (385). Содержание подготовки
профессионалов (386). Вопросы методики (387). О педагогике
личной безопасности граждан (389)

8.8. Подготовка руководителей (начальников, командиров)
Необходимость и задачи подготовки! (389). Содержание экстремально-
управленческой подготовки' (391)
Часть Ш. Человек перед, в и после
экстремальных ситуаций
Глава 9. Психология и педагогика
в повседневном успехе, профилактике
угроз и безопасности человека
9.1. Стратегия цивилизованной жизни как
основа е е безопасности 394.
Стратегия жизни и безопасность (394). Биологические влечения или
целенаправленная активность? (395). Ценности цивилизованной жизни
и профилактика ее экстремальных усложнений (400}
9.2. Преодоление экстремальных ситуаций
в повседневной жизни
Управление рисками (407). Радости и опасности любви и секса. (414).
Радости и трудности семейной жизни (418). Здоровье и переживание
болезней (423). Борьба с вредными привычками (427). Профилактика
суицида (430). Стужба неотложной психолого-педагогической,
помошн (434)
3.3. Психология и педагогика комфортного
и безопасного труда
Система научной организации труда (4361. Травматизм, аварийность
и безопасность труда (439). Групповые предпосылки эффективного
и безопасиого труда (444). Управление и стресс 446.
9.4. Повышенная бдительность и готовность дежурных сил
Экстремальная (боевая) готовность (450). Состояние экстремальной
.боевой*) готовности (452). Системный, сукцессивный характер возникновения
состояния готовности (455). Бдительность и готовность
(4621. Натренированность и готовность (4701. Работоспособность и
готовносты473)
Глава 10. Психология и педагогика в обеспечении
действий людей в чрезвычайных ситуациях
10.1. Изготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях
Психологическое и педагогическое обеспечение: сущность и организация
(481). Обеспечение действий в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера (487'!. Подготовка и действия
руководителей (491). Бдительность при обострениях военно-политической
обстановки (495)
10.2. Психология и педагогика в обеспечении успеха
и безопасности личного состава в боевой обстановке 5 0

Общая характеристика боевых действий (502). Начальный период
боевых действий (507). Работа с людьми в боевой обстановке (510).
Психологические операции и противодействие им (517). Психологическое
обеспечение в боевой обстановке (521). Педагогическое обеспечение
в боевой обстановке {528)
10.3. Психология и педагогика в боевой
деятельности командира
Психология деятельности командира (530). Психологическая борьба
в вооруженном противоборстве (535). Пичный пример командира
(543)
Глава 11. Психология и педагогика
в постэкстремальной
жизнедеятельности человека
11.1. Нормальные и позитивные последствия
преодоления человеком экстремальных трудностей
Закономерный и неоднозначный характер последствий (546). Восстановление
нормальных состояний (551). Позитивные последствия
экстремальных ситуаций (551)
11.2. Возможные негативные личностные
последствия экстремальных перегрузок
Виды негативных изменений (554). Психологические проблемы (555).
Социальные проблемы (557). Педагогические проблемы (560). Медицинские
проблемы (561)
11.3. Постэкстремальные функциональные нарушения
психической деятельности
Нарушения психической деятельности и ПТСР (563). Виды нарушений
психической деятельности (570). Постэкстремальные причины
психических нарушений и расстройств (571)
11.4. Постэкстемальная психологическая и педагогическая
работа с человеком
Сущность, задачи и принципы постэкстремальной работы (573). Психолого-
педагогические этапы постэкстремальной работы (578). Виды,
формы и методы работы (583).
Послесловие
Словарь экстремально-психологических
и педагогических терминов и понятий
Литература для использования
в учебном процессе

  Загрузить Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика

- - - - -


Скриншот
В современном мире обеспечение безопасности стало социальной проблемой и проблемой каждого из нас. Ее решение требует не только понимания, но и особой подготовленности, ставшей непременным компонентом образованности и профессионализма современного человека.

Впервые в отечественной литературе вопросы экстремальной психологии и педагогики представлены в систематизированном виде с широким охватом проблемы экстремальности в жизни и профессиональной деятельности людей и рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Это позволило обеспечить обоснованность практических выводов, рекомендаций, предлагаемых методик и психолого-педагогических технологий экстремальной подготовки.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и колледжей, учащихся лицеев и школ, изучающих дисциплину `Безопасность жизнедеятельности`. Оно поможет специалистам опасных профессий (военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, спасателям, летчикам, морякам, пожарным и др.), а также руководителям, ответственным за качественную подготовку персонала и осуществляющим управление его действиями непосредственно в экстремальных ситуациях. Эта книга для всех, кто хочет приобрести и повысить экстремальную подготовленность.



Психологический юмор, анекдоты