Перейти к содержимому

IPB Style© Fisana

Информация о файле

  • Издательство: И.А. Баландина
  • Год: 1902
  • Кол-во страниц: 422
  • Загружен: 31 May 2008 20:52
  • Размер файла: Неизвестно
  • Просмотров: 1361
  • Нумерация страниц в тексте: есть
  • Соответствие оригиналу: да
  • Статус вычитки: нет

Содержание (оглавление)

Глава I. Определение и разделение духа
1. Человеческое знание распадается на две области. . . -
2. Область объекта характеризуется протяжностью, а область субъекта отсутствием этого свойства
3. Субъективный опыт или дух в собственном смысле имеет три функции: чувство, волю и мысль. Другия классификации духа
4. Порядок изложения
5. Параллелизм духа и физического организма. Основные истины психологии
Глава II. Логика психологии.
1. Предмет психологии-дух (в тесном смысле этого термина) и его связь с телом
2. Определение духа. Основное противоположение в области знания (объект и субъект)
3. Дух обладает тремя атрибутами: чувством, волей и умом
4. Сосуществование духа с телом
5. Всем духовным процессам соответствуют процессы телесные
6. Поэтому всякий духовный факт имеет две стороны. Другие понятия из области психологии: сознание, ощущение, эмоция, хотение, умственные процессы
Предложения, в которых выражаются наши знания относительно духа.
7. Сложность психологических понятий вызывает необходимость в определениях
8. Главной основой реальных предложений является факт связи духа с телом
9. Функции ума (различение, сходство, удержание) разъясняются реальными предложениями
10. Можно указать законы возникновения, течения и прекращения чувств
Логические методы в психологии.
11. Разложение явлений на элементы (анализ)
12. Доказательства правильности анализа: 1) индивидуальное самосознание
13. Совпадете следствий данного состояния сознания и сопровождающих его обстоятельств с результатами анализа (объективное доказательство)
14. Трудность доказать исчерпывающей характер анализа
15. Индукции в психологии производятся по правилам "экспериментальных методов"
16. Приложение дедуктивного метода
17. Вопрос о связи духа с телом составляет самое решительное испытание для логического объяснения
18. Эмпирические и производные законы в психологии
19. Гипотезы в психологии. Важнейшие из них: о врожденных идеях, о внешнем восприятии по воле
20. Вероятности в психологии
Логика учения о характере.
21. Учение о характере исследует отношения между различными сторонами чувственной и деятельной жизни у отдельных индивидуумов
22. При определении характеров необходима скала степеней духовных способностей
23. Прирожденные элементы характера состоят из явлений активного, чувственного и умственного порядков
24. Закон сохранения силы кладет пределы развитию духовных способностей
25. Влияние окружающих обстоятельств на образование характера; перечисление их
26. Классификация характеров
27. Детальное изучение характера
Глава III, Нервная система.
1. Связь духовных явлений с органами тела
2. Доказательство того, что мозг есть главный орган духа
Строение нервной системы.
Общее обозрение нервной системы
Серое и белое нервное вещество
Нервные клетки
Нервные волокна
Нервы
Ганглии
Деление спинно-головной оси
Спинной мозг
Продолговатый мозг
Варолиев мост
Мозжечок
Головной мозг
Функции нервной системы
Синтетическое соотношение
КНИГА I.
ДВИЖЕНЬЯ, ОЩУЩЕНІЯ И ИНСТИНКТЫ
Глава I. Движение и мускульное чувство.
1. Мускульное чувство в его отношении к ощущениям внешних чувств
Мускульная система
2. Самопроизвольная активность организма. Доказательства и примеры
Мускульное чувство.
3. Три рода ощущений, возникающих в связи с состояниями мускулов.
Ощущения мускульной деятельности.
4. Неподвижное напряжете или усилие, не переходящее в движение. Систематическое описание его (физическая и умственная стороны)
5. Примеры неподвижного напряжения
6. Напряжение, переходящее в движение
7. Медленные движения; их связь с состояниями отдыха и пассивности
8. Усиливающиеся и ослабевающие движения
9. Быстрые движения; их возбуждающий характер
10. Пассивные движения; влияние езды в экипаже.
11. В каждом ощущении мы сознаем его степень
12. Сознание усилия или затраты силы. Механические свойства материи
13. Сознание степеней продолжительности напряжения, как не связанного, так и связанного с движением. Время. Пространство
14. Сознание быстроты движений
Глава II. Ощущения.
1. Определение ощущения
2. Классификация ощущений. Недостаточность общепринятого перечня ("пяти" внешних чувств). В нем не хватает органических ощущений
Ощущения органической жизни. Органические ощущения мускулов.
3. Страдания от нарушения целости мускулов; состояния усталости и отдыха
Органические ощущения нервов.
4. Острые страдания нервов, нервная усталость, здоровое состояние нервной системы, влияние возбуждающих веществ
Органические ощущения кровообращения и питания.
5. Жажда, истощение, нарушения кровообращения, здоровье и нездоровье
Ощущения дыхания.
6. Удушье, недостаточное дыхание, ощущение перехода на свежий воздух
Ощущения тепла и холода.
7. Страдание от холода, удовольствие от перехода к теплу
Ощущения пищеварительного канала.
8. Классификация питательных веществ
9. Ощущения пищеварения: удовольствие от принятия пищи, чувство насыщения, голод, тошнота, ощущения расстройства пищеварения
*Состояние дремоты.
10. Описание его
*Состояние нервной возбужденности.
11. Описание его
* Ощущения, вызываемые влиянием электричества.
12. Виды электрических раздражений
13. Ощущения, вызываемые атмосферным электричеством
* Заключительные замечания.
14. Значение органических ощущений
XXIII
Чувство вкуса.
1. Объекты вкуса-преимущественно пищевые вещества
* 2. Орган вкуса-язык
3. Вкусовые ощущения
4. Вкусовые ощущения, связанные с состояниями желудка: ощущения вкусности и противности
5. Собственно вкусовые ощущения-сладость и горечь . 139
6. Вкусы, в состав которых входит осязательный элемент: соленый, щелочной, кислый, вяжущий, жгучий, едкий
Чувство обоняния.
1. Чувство обоняния связано с легкими
2. Объекты обоняния-газообразные или летучие вещества
3. Образован]е запахов под влиянием тепла, света и влажности
4. Диффузия запахов
* 5. Орган обоняния
6. Способ действия запахов--процесс окисления
7. Обонятельные ощущения, связанные с состоянием легких: освежающие и удушливые запахи
8. Собственно обонятельные ощущения-запахи благовонные и зловонные
9. Обонятельные ощущения с примесью осязательной чувствительности-едкие запахи
Чувство осязания.
1. Умственная сторона осязания; объекты осязания-твердые тела
* 2. Орган осязания
* 3. Функции кожи; нервы осязания
4. Осязательные ощущения эмоционального типа: нежные и болезненные прикосновения, ощущения температуры, щекотания и боли
5. Осязательные ощущения умственного типа: множественность точек (опыты Вебера), ощущения давления
6. Сочетания осязательных ощущений с мускульным чувством: сопротивление, твердость и мягкость, шероховатость и гладкость, протяжение или сосуществование в пространстве
Чувство слуха.
1. Объекты слуха-материальные тела в состоянии дрожания
2. Орган слуха
3. Слуховые ощущения; их эмоциональные эффекты: приятность, сила, объем
4. Музыкальные звуки; их высота, усиление и ослабление, гармония и дисгармония
5. Умственные элементы слуховых ощущений: ясность, тембр, членораздельные звуки, расстояние и направление. . 172
Чувство зрения.
1. Объекты зрения
2. Орган зрения
3. Процесс зрения (в узком смысле)
4. Бинокулярное зрение. Прямое видение обратных изображений предметов
5. Собственно зрительный ощущения: свет, цвет, блеск
6. Ощущения, включающие в себя движения глаз: ощущения видимого движения, видимой формы, кажущейся величины, расстояния, объема, видимого положения
Глава III. Аппетиты.
Определение аппетита. Сон, работа и отдых, жажда, голод, половое влечение
Глава IV. Инстинкты.
Определение и классификация инстинктов
Рефлекторная деятельность организма.
Определение рефлекторных, автоматических или непроизвольных действий; их нервные центры
I. Рефлекторные действия, управляющие органическими процессами посредством непроизвольных мускулов
II. Рефлекторные действия, влияющие на органические процессы посредством произвольных мускулов
III. Рефлекторные действия, влияющие на функции организма посредством спинно-головных центров и непроизвольных мускулов
IV. Рефлекторные действия, производимые произвольными мускулами, возбуждаемыми спинно-головными центрами . . 204
Наиболее общие законы рефлекторной деятельности, полученные до настоящего времени
Действия, называемые неправильно "рефлекторными"
Сходство между рефлекторными и произвольными действиями
Первичные комбинации движений.
1. Ритм локомоторных движений
2. Его анализ
3. Первичные ассоциации движений
4. Согласие движений в быстроте
Инстинктивное выражение чувствований.
1. Связь духа с телом, как она проявляется в выражении чувств
2. Физические сопровождения чувствований: выражение лица
3. Голос и дыхательные мышцы
4. Мускулы всего тела вообще
5. Отражение чувствований на органических процессах: слезный аппарат, половые органы, органы пищеварения, кожа, сердце, молочная железа у женщин
6. Общий принцип, связывающий удовольствия и страдания с функциями тела. Доказательство его. Смех и рыдание
7. Действие возбуждающих веществ
8. Закон самосохранения
Инстинктивные зачатки воли.
Способность к произвольным действиям есть совокупность ряда приобретений
2. Первичные основы воли: I. Самопроизвольность
3. Закон самосохранения
4. Совпадете чувств с соответствующими каждому из них движениями первоначально происходит случайно
III. Эти совпадения укрепляются при помощи ассоциаций
КНИГА II.
УМ.
1. Умственные функции обычно называются памятью, разумом, воображением и т. д
2. Первичные функции ума суть различение, нахождение сходств и удержание
3. Приложения наших знаний об умственных способностях
Глава І Удержание. Закон смежности.
1. Функция удержания в большинстве случаев подходить под закон смежности
2. Формула этого закона
Движения.
3. Самопроизвольные и инстинктивные движения вкрепляются, благодаря практике
4. Соединения или агрегаты движений
5. Ряды последовательных движений
6. Привхождение ощущений в ряды движений
7. Условия, управляющие ходом процесса усвоения вообще
8. Обстоятельства, благоприятствующие связыванию движений
9. Все приобретения предполагают наличность физической силы
Идеи движений. Их локализация в организме.
10. Ассоциациирование идей движении
11. Идеи локализируются там же, где и ощущения (или вообще соответствующие этим идеям реальные духовные состояния)
12. Тенденция идей переходит в реальность, составляет источник деятельности, отдельный от воли
13. Применение того же принципа к объяснению симпатии
14. Черты, общие идеям с психической реальностью
15. Идеи движений могут ассоциациироваться
16. Ход усвоения подчинен закону действительного движения
17. Движение сознается, как затрата энергии в тех или других мускулах
Ощущения одного и того же чувства.
18. В области каждого чувства различные ощущения ассоциациируются друг с другом
19. Отдельные идеи получают устойчивость, благодаря повторению
20. Ассоциация осязательных ощущений
21. Закон духовных приобретений в области осязания
22. Осязательных восприятий всего больше у слепых
23. Ассоциации звуков; звуки музыкальные и членораздельные
24. Ассоциации в области зрения; формы и окрашенный поверхности
Ощущения различных чувств.
25. Ассоциации движений и идей движений с ощущениями (архитектура), ассоциации ощущений с ощущениями
26. Закон этих соединений
27. Локализация ощущений в теле
28. Наше тело есть объективный факт, ассоциациированный с субъективными состояниями
29. Ассоциация делает различными ощущения, одинаковые по их содержанию
Ассоциации с удовольствиями и страданиями.
30. Удовольствия и страдания могут воспроизводиться в виде идей
31. Закон их ассоциаций
32. Превращение эмоций в аффекты
33. Ассоциация эмоций с безразличными предметами. Обряды
34. Перенесете интересов к целям на средства: любовь к деньгам, к формальностям, к истине
35. Влияние ассоциаций в изящных искусствах. Теория Алисона
36. Знание языка чувствований приобретается
37. Вид счастья приятен для зрителя
38. Память на удовольствия и страдания
39. Ассоциация играет роль в нравственном чувстве
Ассоциации в области воли.
40. Ассоциация (по смежности) действий с чувствованиями
Естественные предметы.
41. Наши идеи о предметах внешней природы суть ассоциации чувственных качеств
42. В уме натуралиста господствуют "бескорыстные" ассоциации
43. Обычно у людей воспроизведением предметов природы управляют чувствования
Естественный и привычные соединения.
44. Ассоциации вещей, обычно соединяющихся одна с другой в действительности
45. Карты, диаграммы, рисунки
Последовательности.
46. Последовательности круговые, последовательности развития, причина и следствие
Механические приобретения.
47. Условия механических приобретений
48. Надлежащая продолжительность упражнения
49. Устная речь предполагает деятельность голоса и слуха
50. Язык представляет соединение данных различных чувств
51; В состав языка входят готовые сочетания слов
52. Влияние специального интереса на приобретения в области языка
53. Произношение требует слуха, чуткого к ритму
54. Писаная речь имеет дело с чувством зрительных форм
55. Способы быстрого изучения языка
56. Ассоциации слов помогают запоминанию выряженных в этих словах познаний
Удержание в области науки.
57. Знание в форме науки выражается в искусственных символах
58. Науки об объекте делятся на конкретные и абстрактные
59. Науки о субъекте основаны на самосознании
60. Обстоятельства, благоприятствующие усвоению в области наук о духе
61. Существует-ли способность "самосознания"
Деловая или практическая жизнь.
62. Процесс усвоения, как он имеет место в высших отраслях индустрии
Приобретения в области изящных искусств.
63. Построения изящных искусств доставляют утонченное удовольствие
64. Условия приобретения в области изящных искусств. - История и рассказ.
65. История есть последовательный рассказ о событиях
66. Вещи, которых мы были свидетелями, запечатлеваются в форме ощущении и действий
67. Запоминанию рассказываемых событий помогает запоминание слов
Наша прошлая жизнь.
68. Сложный поток существования каждого из нас
Заключительные замечания относительно способности удержания.
69. Существование общей способности удержания. Более высокая пластичность духа в молодые годы; граница приобретений; запоминание на короткое время
1 Глава II. Уподобление. Закон сходства.
1. Формула закона
2. Сходство в одном случае подходить под смежность. -
3. Препятствия к оживлению прошлого по сходству его с настоящим
Слабость впечатления.
4. Слабость впечатления, как препятствие воспроизведению. Чем его можно преодолеть? Условия воспроизведения по сходству
Сходство среди различий - в области ощущений.
5. Различие, как препятствие отождествлению. Специальное условие этого случая
6. Отождествление движений и идеи движения
7. -ощущений органической жизни
8. -вкусов. Отождествление заканчивается классификаций.
9. -осязательных ощущений. Их обобщение и классификация
10. -слуховых ощущений. Отождествление членораздельной речи при различии выговора и ритма. Различие смысла. 309
11. -зрительных ощущений: цветов, форм и их комбинаций
12. Явления, общие всем классам ощущении
Агрегаты и соединения по смежности.
13. Предметы, воздействующие на несколько чувств
14. Агрегаты ассоциациированных свойств и назначений (паровая машина; открытие Дэви сложного состава щелочей). Ботаника и зоология
Последовательности явлений.
15. Отождествление последовательностей среди различий (круг, развитие, причина и следствие). Открытие закона тяготения Ньютоном
Рассуждение и наука вообще.
16. Обобщающая способность духа дает начало: 1) определениям; 2) индукциям; 3) дедукциям. Умозаключение по аналогии
17. Объем способности рассуждения
Деловая и практическая жизнь.
18. Практические изобретения обязаны своим возникновением отчасти сходству
Сопоставления в области литературы.
19. Фигуры, основанные на сходстве, изобилуют во всех великих произведениях литературного гения. Бениан. Шекспир. Бэкон. Мильтон
Изящные искусства вообще.
20. Примеры отождествления в некоторых из изящных искусств
Значение сходства для усвоения и памяти.
21. Труд усвоения облегчается установлением сходств.
Заключительные замечания
Глава III. Сложная ассоциация.
1. Сила ассоциаций может увеличиваться от сложения их. Формула закона
Сложение смежностей
2. Соединения но одновременности: ассоциации с местом, с лицами, с назначением и свойствами. Последовательности (язык)
Сложение сходств.
3. Этот случай был в достаточной степени обяснен в главе о законе сходства
Сложение смежностей со сходствами.
4. Великие открытия, состоящие в установлении сходств, воспроизводятся частью по смежности
5. Помощь, какую оказывает сходству близость друг к другу долженствующих быть отождествленными вещей: . . 339
6. Мнемотехника
Элемент чувства.
7. Влияние чувствований на ход мыслей
Влияние воли.
8. Влияние воли не прямое. Способ действия воли
Препятствующие ассоциации.
9. Пример: столкновение художественной точки зрения с научной
Ассоциация по контрасту.
10. Контраст можно разложить на относительность, смелость, сходство и влияние эмоций
Глава IV. Построительная ассоциация.
1. Процессы творчества
Творчество в механической сфере.
2. Комбинирование движений в новые группы; три общих условия творческой деятельности
Построение в области речи.
3. Изучение устной речи
4. Построение предложений
5. Высшие построения в области языка
Ощущения (и идеи) движений.
6. Построения новых идей движений. Попадание в цель. Архитектурная целесообразность
Построения в области ощущений. 7.1 Органическая жизнь; неизвестные ранее формы удовольствий и страданий. Высшие чувства. Построения в области зрения
Построение новых эмоций.
8. Наиболее простыл эмоции должны быть пережиты. Изменение силы эмоций. Перенесете их на другие предметы. 354
Построение конкретного из отвлеченного.
9. Построение конкретных образов из отвлеченных элементов
Составление в уме образа предмета по его описанию.
10. Конкретное представление описаний или другого рода изображений
Творчество в науке.
11. Определение, индукция, дедукция и экспериментальные открытия заключают в себе элемент творчества
Творчество в области практики.
12. Механические изобретения. Административная распорядительность. Суждение; приспособление своих взглядов к чужим. Деятельность оратора
Творчество под влиянием чувства.
13. Некоторые построения удовлетворяют тем или другим наличием в данный момент эмоциям. Эмоциональный элемент в литературном творчестве. Предрассудки. Мифы
14. Творчество в области изящных искусств подчиняется эстетическому чувству
15. Воображение всего характернее проявляется в художественном творчестве. Его элементы: 1) конкретность, 2) оригинальность, 3) наличность эмоции. Фантазия. Идеальность . 364
Глава V. Отвлечение Отвлеченные идеи. Номинализм и реализм.
1. Первая ступень отвлечения-сравнение, отождествление и классификация
2. Отвлечение состоит в направлении внимания на сходный черты предметов, причем пункты различия оставляются в стороне. До какой степени возможно такое умственное разделение
3. В известном смысле отвлечение есть отнесение к тому или другому классу
4. Случаи, когда, как нам кажется, мы образуем чистые отвлеченности: 1) реальное разделение, 2) геометрические чертежи, 3) словесные определения
5. Единственная общность, обладающая отдельным существованием, есть имя
6. Реализм и концептуализм
7. Естественная склонность приписывать отвлеченностям отдельное существование
Глава VI. Происхождение знания. Опыт и интуиция.
1. Вопрос о существовании интуитивных или врожденных истин
2. Значение, какое придается интуитивному происхождению знания
3. Врожденным началам приписываются необходимость и всеобщность
4. Возражения против интуитивной теории: она принимает известное состояние психологического анализа за окончательное
5. Существование врожденных идей не вероятно
6. Врожденность общих идей требует врожденности идей индивидуальных
7. "Необходимость" идей не имеет отношения к их врожденности
8. Уступки, сделанные защитниками врожденных начал. 382
9. В настоящее время спор идет об аксиомах математики и о законе причинности. Критерий "невообразимости противоположного
*Восприятие
Глава VII. Внешнее восприятие.
1. Два отдельных вопроса: теория зрения и восприятие внешнего или материального мира.
Теория зрения.
2. Два мнения по вопросу о восприятии расстояния зрением
3. Глаз от природы восприимчив: 1) к свету и цвету: 2) к видимой форме и величине
4. Видимые признаки изменения расстояния предмета от глаза
5. Для понимания расстояния надо кое-что, кроме ощущения глаза
6. Опыт связывает видимые признаки расстояния с движениями, дающими нам представление о сущности расстояния
7. Оценка расстояния есть умозаключение. Опыты Уитстона .
8. Восприятие расстояния поясняется стереоскопом
9. Противники Беркли допускают, что инстинктивному восприятию помогают ассоциации
10. Первое возражение против учения о производном характере восприятия расстояния: мы не сознаем ни осязательных, ни локомоторных представлений
11. Второе возражение: опыт раннего детства не достаточен для образования нужных ассоциаций
12. Наблюдения над слепорожденными, которым было возвращено зрение
13. Инстинктивные восприятия животных
14. Наблюдения над детьми
15. Гипотеза наследственной передачи идеи расстояния
Восприятие материального мира.
1. Всякое восприятие, всякое познание есть факт духовного порядка
2. Восприятие материи представляет особое состояние нашего сознания
3. Общепринятый взгляд на восприятие материи страдает внутренним противоречием
4. Анализ восприятия: I. Затрата мускульной энергии, как состояние, противоположное пассивности
5. II. Единообразие связи определенных состояний сознания с определенными затратами энергии
6. Наше собственное тело составляет часть нашего объективного опыта
7. III. Объект общ для всех существ; субъект для каждого различен
8. Утверждение независимого существования объекта есть одна из форм реализма
Теории относительно материального мира.
Беркли. Классификация объектов познания: 1) идеи, доставляемые внешними чувствами, 2) идеи страдательных состояний духа, 3) идеи памяти и воображения. Беркли употребляет термин идея и для обозначения ощущений. Пер-

  VIP доступ
Бэн А. Психология. Том I

- - - - -


Скриншот
Спорный учебник по психологии одного из известных английских ассоционистов А. Бэна



Психологический юмор, анекдоты