Перейти к содержимому

IPB Style© Fisana

Информация о файле

  • Издательство: Институт психологии РАН
  • Год: 2006
  • ISBN: 5-9720-0089-4
  • Кол-во страниц: 560
  • УДК: 159.9
  • ББК: 88 А46
  • Загружен: 24 Dec 2009 04:25
  • Размер файла: Неизвестно
  • Просмотров: 3045
  • Нумерация страниц в тексте: есть
  • Соответствие оригиналу: да
  • Статус вычитки: нет

Содержание (оглавление)

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1.1. Синтетическая теория эволюции
1.2. Принцип взаимодействия/развития
1.3. Описание эволюционного процесса
1.4. Дифференциация
1.4.1. Описание процесса дифференциации
1.5. ЭВОЛЮЦИЯ И ОНТОГЕНЕЗ
1.5.1. Эпигенез
1.5.2. Биогенетический закон
1.5.3. Системогенез
1.6. Заключение
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
2.1. Принцип целостности и принцип системности
2.2. Конкретно-синкретическая и абстрактно-аналитическая версии принципа системности
2.3. Принцип системности и концепция эволюции
2.4. Принцип системности и принцип взаимодействия/развития
2.5. Принцип системности и принцип активности
2.6. Заключение
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
3.1. Категория «структура» в психологии
3.2. Формальное определение и основные характеристики структуры
3.2.1. Анализ принципа иерархического строения структур
3.2.2. Компоненты структуры
3.2.3. Семантические сети, отношения между компонентами, неоднородные семантические сети
3.2.4. Активность, актуализация, актуалгенез
3.2.5. Амодальность структуры
3.2.6. Психологические структуры и процессы
3.3. Проблемы эмпирического изучения психологических структур
3.3.1. Принцип реконструкции
3.3.2. Общие черты методических приемов изучения психологических структур
3.3.3. Проблема онтологического статуса психологических структур
3.4. Структура опыта и структура знания: определения понятий и их соотношение
ГЛАВА 4. НАУЧЕНИЕ
4.1. Основные определения
4.1.1. Научение, обучение, учение
4.2. Научение в контексте общепсихологических проблем
4.2.1. Научение и развитие
4.3. Классические концепции научения
4.3.1. Научение с позиций учения об условных рефлексах
4.3.2. Бихевиоризм
4.3.3. Представления о научении в когнитивной психологии
4.3.4. Феноменология и типология научения
4.3.5. Модели научения
4.3.6. Селективная концепция научения
4.4. Заключение
ГЛАВА 5. СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
5.1. Основные положения классической ТФС (КТФС)
5.2. Формирование и основные положения неклассической ТФС(НТФС)
5.3. Переход к системно-эволюционному подходу (СЭП); его основные положения
5.4. Организация и формирование новых структур с позиции системно-эволюционного подхода
ГЛАВА 6. СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА/ЗНАНИЯ
ГЛАВА 7.ФОРМАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
7.1. Основные свойства позиционных игр
7.2. Правила позиционных игр
7.3. Формальные свойства игры крестики-нолики» на поле 15x
7.4. Основы ОПИСАНИЯ ПОЗИЦИОННОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ игры
7.5. Геометрическая классификация позиций в игре «крестики-нолики» на поле 15x
7.6. Формальное описание игры
7.6.1. Описание позиций на игровом поле
7.6.2. От описания позиций к описанию процесса игры
7.6.3. Основные характеристики графа, описывающего игру
7.6.4. Структура графа игры
ГЛАВА 8. ОТ ГРАФА ИГРЫ К СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
8.0. Исследовательские гипотезы
8.1. Методика
8.2. Результаты и их обсуждение
8.2.1. Существование актов игры
8.2.2. Существование компонентов СИЗ и фиксация моделей взаимодействий в компонентах СИЗ
8.2.3. Характеристики ситуации выбора хода
8.2.4. Различия ситуации выбора альтернативных актов на разных стадиях игры
8.2.5. Соответствие составляющих СИЗ компонентам связности графа игры
8.3. Заключение
ГЛАВА 9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ
9.0. Исследовательские гипотезы
9.1. Актуализация компонентов СИО при разных исходах обнаружения сигнала
9.1.1. Методика
9.1.2. Результаты
9.1.3. Обсуждение результатов I
9.2. Конкуренция альтернативных поведенческих актов, время и эффективность их реализации
9.2.1. Методика
9.2.2. Результаты
9.2.3. Заключение
9.2.4. Обсуждение результатов II
9.3. Динамика наборов компонентов СИЗ на протяжении акта игры и при смене актов
ГЛАВА 10. РЕКОНСТРУКЦИЯ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА
10. Специализация нейронов
10.1. Методика
10.1.1. Экспериментальные животные
10.1.2. Контролируемое формирование индивидуального опыта
10.1.3. Единицы анализа поведения и описание репертуара
10.1.4. Регистрация активности нейронов
10.1.5. Анализ активности нейронов
10.1.6. Временные характеристики поведения
10.1.7. Статистическая обработка данных
10.2. Результаты
10.2.1. Временные характеристики поведения
10.2.2. Компоненты СИО, представляющие акты репертуара и их группы
10.2.3. Взаимоотношения между компонентами СИО, представляющими акты репертуара
10.2.4. Связность СИО I
10.2.5. Организация групп специализированных нейронов
10.3. Обсуждение результатов
10.3.1. Компоненты СИО, представляющие акты репертуара, и их группы
10.3.2. Взаимоотношения между компонентами СИО
10.3.3. Связность СИО II
10.3.4. Структура СИО
ГЛАВА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
11.1. Методика
11.1.1. Участники исследования
11.1.2. Процедура исследования
11.1.3. Реконструкция СИЗ
11.1.4. Оценка временных интервалов
11.1.5. Индивидуально-психологические характеристики
11.1.6. Организация данных
11.1.7. Кривые научения
11.1.8. Статистические процедуры и критерии
11.2. Результаты
11.2.1. Общая организация СИЗ
11.2.2. Компонентный состав СИЗ
11.2.3. Формирование отношений между компонентами; группы компонентов
11.2.4. К эволюционному описанию формирования СИЗ
11.2.5. Анализ временных характеристик процесса выбора хода
11.3. Обсуждение результатов
11.3.1. Соотношение составляющих СИЗ: САС и СПС, их актуализация
11.3.2. Компонентный состав СИЗ; типы компонентов и их формирование
11.3.3. Отношения между компонентами и их группы
11.3.4. Описание формирования СИЗ в семи возрастных группах ветвящимися траекториями
11.3.5. Время выбора хода как показатель актуализации наборов составляющих СИЗ
ГЛАВА 12. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТА СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
12.1. Методика
12.2. Результаты
12.2.1. Соотношение ВВХ и количества актуализированных компонентов СИЗ
12.2.2. Формирование новых компонентов СИЗ у испытуемых разных возрастных групп
12.2.3. Динамика ВВХ в последовательности актов игры, предшествующих первой реализации нового акта
12.2.4. Факторный анализ переменных, характеризующих актуализацию СИЗ
12.2.5 Динамика дескрипторов СИЗ в последовательности актов игры, предшествующих первой реализации нового акта
12.2.6. Связь гВВХ и факторных оценок дескрипторов СИЗ
12.2.7. Моделирование-1: положение коэффициентов коррекции в последовательности актов, предшествующих первой реализации нового акта
12.2.8. Моделирование-2: уточнение значений коэффициентов коррекции для лучшей модели гВВХ; контрольные модели гВВХ
12.2.9. Анализ связанных с событиями потенциалов мозга
12.2.10. Анализ невербальных составляющих поведения
12.3. Обсуждение результатов
12.3.1. Закономерности изменения ВВХ и его связь с составом актуализированных составляющих СИЗ
12.3.2. Условия инициации формирования нового компонента СИЗ
12.3.3. Динамика вероятности и степени актуализации нового компонента СИЗ
12.3.4. Особенности латентного этапа формирования нового компонента СИЗ
12.3.5. Порождение новых компонентов СИЗ и протокомпоненты
12.4. Выводы
ГЛАВА 13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОНСТРУКЦИЯ СИЗ И ПРОЦЕССОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
13.1. Основания сопоставления результатов различных серий исследования
13.1.1. Общность организации функциональных систем
13.1.2. Основания логического сопоставления описаний СИЗ человека и СИО кролика
13.2. Обобщенное описание организации и формирования структуры индивидуального знания
13.2.1. Компоненты СИЗ
13.2.2. Отношения
13.2.3. Группы компонентов
13.2.4. Актуализация
13.2.5. Множественность СИЗ
13.3. К пересмотру «законов научения»
13.4. Принципы организации и формирования СИЗ
13.4.1. Системность
13.4.2. Системогенез
13.4.3. Селективность
13.4.4. Дифференциация
13.4.5. Актуалгенез
13.5. Психологические структуры и процессы
13.6. Эволюция и системы
ЛИТЕРАТУРА
УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

  VIP доступ
Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания

- - - - -


Скриншот
В монографии рассмотрены проблемы организации и формирования психологических структур с позиций системно-эволюционного подхода П.К.Анохина - В.Б.Швыркова на примере структуры индивидуального знания (СИЗ) в позиционной стратегической игре.
Для реконструкции СИЗ разработано формальное описание предметной области игры, использованы результаты изучения временных и содержательных характеристик поведения игроков разного возраста и их индивидуально-психологических особенностей, медленных потенциалов мозга, активности специализированных корковых нейронов у животных.
Описаны процессы формирования компонентов СИЗ, их суборганизация, типология отношений между ними, образование групп компонентов, возрастные особенности СИЗ.

Книга предназначена для психологов, психофизиологов, специалистов в области искусственного интеллекта, - исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов.



Психологический юмор, анекдоты